Аренда оборудования

Обратная связь

CAPTCHA  

620026, г. Екатеринбург, ул. Народной Воли, д.65, БЦ «НЕБО», офис 308\1

664033, г. Иркутск, ул. Лермонтова 134, офис 215

г.Кемерово

350063, Краснодарский край, г. Краснодар, Кубанская Набережная ул., дом № 37, корпус 12, оф.42

660028, г. Красноярск, ул. Телевизорная, 1/37, 2 этаж, офис 2-07

129626, Москва , ул. Павла Корчагина, д. 2.

630132, г. Новосибирск, пр.Димитрова, д.17

199178, г. Санкт-Петербург, 10 линия Васильевского Острова, д. 59, Бизнес-центр «Маркус», офис 350, 352, 348

355017, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Мира, д.264а, оф.17

625023, г. Тюмень, Бизнес-центр Golf Palace, ул. Харьковская, 75 к.1, офис 814 / 811 - Сервисный центр

ул. Станционная, д.15

ул. Чехова 1 «А» БЦ «Дипломат»

Технологии 3D лазерного сканирования на Костомукшском железорудном месторождении
Технологии 3D лазерного сканирования на Костомукшском железорудном месторождении

ОАО «Карельский окатыш» — дочернее предприятие ОАО «Северсталь» — ведет разработку Костомукшского железорудного месторождения — крупнейшего на Северо-Западе России. Промышленные запасы железной руды, утвержденные в проектных контурах карьера, составляют 1,15 млрд тонн при сроке отработки месторождения — 40 лет.

1.JPGОсенью 2012 года специалисты маркшейдерской службы предприятия одними из первых в России начали использовать в своей работе маркшейдерский сканер Leica HDS8800, способный выполнять сканирование с расстояния до 2000 м и уверенно работать при температуре воздуха до —40°С. О том, как происходит работа со сканером на открытых разработках и о целесообразности применения технологии 3D лазерного сканирования в маркшейдерии специалисты НАВГЕОКОМ поговорили с маркшейдером карьера ОАО «Карельский окатыш» Владимиром Витальевичем Шмелевым.

Владимир Витальевич, какие задачи Вы решаете с помощью Leica HDS8800?
Основное направление нашей работы со сканером — съемка развалов взорванной горной массы. Эта информация в дальнейшем используется для недельно-суточного планирования горных работ. Наличие поверхности развала позволяет повысить качество планирования. Два раза в неделю в карьере производятся взрывные работы, после которых начинается отработка взорванных блоков. После массового взрыва мы выполняем сканирование взорванных участков карьера. В день взрыва сканируем те блоки или те их участки, которые в первую очередь идут в отработку. На следующий день сканируем оставшиеся блоки или их участки. От нас требуется выполнить съемку как можно быстрее, так как ситуация в карьере стремительно меняется, а информация в цифровой модели должна соответствовать ситуации в карьере до начала отработки блоков, да и наши смежники — геологи и технологи — ожидают эту информацию для дальнейших расчётов. Сейчас пытаемся развить второе направление технологии лазерного сканирования — наблюдение за устойчивостью бортов карьера. Благо, в программном обеспечении I-Site Studio есть модуль, который позволяет анализировать состояние бортов, отснятых с определённым временным интервалом. Пробовали выполнять съёмку рельефа местности на новом месторождении. 30 га за 40 минут — это потрясающе.

Как происходит Ваш рабочий процесс, какие этапы наиболее важные?
Успех сканирования зависит от трех условий: состояния атмосферы, состояния сканируемой поверхности (главным образом влажная она или нет) и размещения объекта сканирования в карьере (от того, как просматривается объект, зависит наличие «мёртвых» зон). При благоприятном сочетании этих факторов сканирование проходит оперативно и с наименьшими трудозатратами. Накануне выезда проверяем заряд аккумуляторов в сканере, в планшетном компьютере, в GNSS приемниках, которые используем со сканером. Затем изучаем, какие именно участки будут взорваны, наносим их на цифровую модель карьера. Мы пытаемся, таким образом, предварительно определить для себя, с каких мест придется выполнять сканирование, с какой стороны лучше заезжать, сколько станций придется делать. Изучаем прогноз погоды. Очень плохо, если льет сильный дождь или густой снег. Для самого сканера — это пустяки, он водонепроницаемый. Но мокрая поверхность теряет отражающую способность, серьезно уменьшается видимость — все это приводит к снижению дальности съемки, и соответственно к падению производительности, так как приходится сканировать с дополнительных точек, чтобы охватить весь объект. Притом, что обычно мы сканируем с расстояния до километра. Отрадно, что морозы для сканера — не проблема: у нас температура опускалась ниже —35°С. Сканер работал хорошо. После того как мы определили погодные условия, происходит сам выезд. По приезде на место сканирования делается рекогносцировка: определяется место, где лучше встать, чтобы обеспечить максимальную видимость. На это место из машины переносится сканер, ставится штатив, прибор, устанавливается GNSS приемник, ориентируется сканер и выполняется сканирование.

GNSS приемники Вы как используете — прямо на сканер ставите? Как, вообще, ориентируется прибор?
Мы используем одночастотные приемники — укрепляем на сканере (для этого в сканере всё предусмотрено) и определяем координаты точки стояния прибора при постобработке. Ориентирование сканера выполняется наведением на заднюю точку — и это очень большое преимущество Leica, которое я хочу отметить. Мы можем очень быстро все делать. Если сравнивать с другими сканерами, с которыми я немного знаком, то там при сканировании с разных точек надо обязательно заботиться, чтобы была зона перекрытия, либо марки нужны, координаты которых надо определять и их необходимо отсканировать. На всё это нужно время. А тут навел и — вперед. Мы тахеометр никогда с собой не возим. Нам нужен только GNSS приемник, который сверху ставится, и точки, на которые ориентироваться, а они у нас всегда есть: вокруг карьера — пункты опорного обоснования, их координаты мы знаем. Чтобы получить фиксированное решение при работе GNSS приемника, нам достаточно 10-12 минут. Таким образом, за рабочий день мы можем сделать до 15-16 станций, а скорость для нас очень важна. В случае использования двухчастотного GNSS приёмника и перехода на работу в режиме RTK, время стояния на точке можно уменьшить до 5-7 минут, и, соответственно, увеличить количество станций.

Что происходит с данными сканирования после их сбора? Как производится обработка и представление данных?
Конечная цель нашей работы — цифровая модель карьера с развалом взорванной горной массы. Мы должны представить ее в программном обеспечении Surpac (Gemcom Surpac™ — прим. ред.). Мы начинаем обработку данных в программе I-Site Studio: сшиваем облака точек, очищаем их от «мусора», вырезаем конкретный участок, немного разрежаем и строим триангуляционную поверхность. Эту поверхность экспортируем в формат DXF и загружаем в Surpac, где работаем с ней дальше: отрисовываем с привязкой к поверхности характерные линии, оконтуриваем. В программе есть инструменты построения сетки с заданным шагом, мы «сажаем» эту сетку на триангуляционную поверхность и привязываем к модели. Часть этих инструментов есть и в программе I-Site Studio, но нам привычнее Surpac. А дальше эти данные используются для подсчета объемов взорванной горной массы, которые мы теперь можем подсчитать очень точно. Полевой этап, зависимость от метеоусловий, сложная обработка данных. Кажется, 3D лазерное сканирование — довольно трудоемкий процесс.

Насколько эта технология действительно необходима и востребована в маркшейдерии, на Ваш взгляд?
В целом, мы довольны приобретением сканера. Он работает у нас очень интенсивно. Раньше на всех горных предприятиях, на открытых разработках применялась наземная стереофотограмметрическая съёмка. И у нас было такое оборудование. Но от фотограмметрии мы в своё время отказались, потому что конфигурация карьера такова, что было много «мёртвых» зон. И чтобы покрыть эти зоны, надо было закладывать дополнительные базисы, корректурные точки и т.д. А это влекло за собой повышение трудозатрат и падение производительности. В сравнении с технологией лазерного сканирования необходимо было выполнять в десятки раз больший объем работ. Вот это был по-настоящему трудоемкий процесс. Оттого, что отказались от фотограмметрии, мы конечно, испытывали определённые затруднения. Пробовали электронными безотражательными тахеометрами развалы снимать, но это было непроизводительно, поэтому занимались этим в исключительных случаях. С приобретением сканера мы получили новые возможности, стараемся максимально ими пользоваться и развивать их.

Источник: журнал ГеоПрофи, 2012 год.

Вы добавляете товар из другой категории,
текущий список сравнения будет очищен.
OK
Отмена